Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Маги – Екстрасенси Юрій та Олена

 

 

 +38 (073)-163-41-21

+38 (066)-969-04-84

Добавится сообщество

Your Webpage Telegram Viber
Димитриевская поминальная суббота

Димитриевская поминальная суббота

Posted 3 11 22

Димитриевская родительская суббота – один из ос­новных поминальных дней Православного календаря.Димитриевская родительская суббота – один из ос­новных поминальных дней Православного календаря.

 

Димитриевская родительская суббота – один из ос­новных поминальных дней Православного календаря.

Вообще же каж­дая суббота – особый день для христиан. B этот  день уснувший плотью Христос завершил воссоздание ветхозаветного мира и, сойдя в ад, возвестил начало новой жизни. 

­Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, казнённого за исповедание христианства в 306 году. Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – князь Димитрий Донской – после Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (по юлианскому календарю).

«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).

После Куликовской битвы князь, считавший своим покровителем Дмитрия Солунского, призвал христиан ежегодно чтить память воинов, погибших в боях. С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших»

Со временем Дмитриевская родительская суббота стала всеобщим днем поминовения. Поэтому православные начали вспоминать в своих молитвах не только воинов, но и своих родных, покинувших этот мир. С тех пор в храмах традиционно совершают заупокойную литургию, после которой люди идут на кладбища на могилы покойных родственников.

В этот день читают молитву за всех усопших:

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: отцов моих (имена), родственников моих (имена), благодетелей моих (имена), и всех тех, кто положил жизнь свою за волю Украины (имена), и всех христиан, и всякую душу, которая почила и нуждается в Твоей милости, и прости им все вины их, свободные и несвободные, и даруй им Царство Небесное, и сотвори им вечную память. Аминь.

 

МОЛИТВА ДО ПРЕДКІВ

Я стою на Землі своїй і звертаюся до Роду свого!
Кличу Предків Кровних моїх!
Закликаю Рідню по Духові!
Призиваю всіх вірних Землі Української!
Хто ходив добрим господарем по Землі цій, де я ходжу тепер - Встаньте непохитною стіною перед ворогами нашими!
Хто пив колись Воду, що живить тепер мене і дітей моїх - Налийте Силою Народ мій, щоб змити ворогів наших!
Хто дихав Повітрям вільним під небом України - Підійміться до нас і розвійте ворогів наших!
В чиїй душі палав Вогонь, іскри котрого у серці моїм - Повстаньте і спопеліть ворогів наших!
Роде мій! Предки мої!
Закликаю вас сьогодні, в час біди і небезпеки!
Гляньте на нас!
Почуйте заклик нащадків ваших! Повстаньте силою нашого Духу!
Благаю вас про поміч!
Встаньте поруч із Народом моїм до бою!
Примножте Силу нашу і Славу свою! Допоможіть вистояти і перемогти у цій битві!
До перемоги!!!
Хай буде так!

 

Кого поминают в Дмитриевскую родительскую субботу?

Изначально этот день был установлен как поминальный день для воинов, которые пали, однако настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел отмечает, что в Дмитриевскую родительскую субботу поминают не только воинов.

"Воинов в большей мере поминают 9 Мая, - напомнил митрополит Павел, - а в день памяти священномученика Владимира поминают всех жертв лихолетья: Холокоста, Голодомора, жертв войны и репрессий".

Не имеет значения, кого вы помянете или кого напишите в поминальной записке в Дмитриевскую родительскую субботу – покойного папу, маму, сестру, брата, другого умершего. Никого не запрещается вписывать в записки в такие специальные поминальные дни. Но да, такие родительские субботы – это и специальные дни памяти тех, кто пострадал в дни лихолетья. Мы, например, молимся о тех, кто погиб в Чернобыле, сугубо о тех, кто отдал жизнь за меня, за вас, за каждого человека в отдельности. Они действительно совершили великий подвиг, отдав свою жизнь за других людей. А Христос говорит: "Нет большей любви, чем отдать свою жизнь за близких своих", – рассказал настоятель Киево-Печерской лавры.

 

Существует еще одна версия происхождения этой поминальной субботы. Есть мнение, что славяне издавна в конце осени вспоминали усопших. И с наступлением христианства эта традиция осталась. Наши же славянские предки называли праздник «Осенние Деды». Старались к этой дате «подтянуть хвосты» и завершить подготовку к холодной зиме. В те дни праздновали очень важное торжество – «переход» от осени к зиме.  Наши предки старались в этот день не только помянуть усопших, но и провести генеральную уборку, закончить все приготовления к холодам и вымыться самим. К слову: после того, как баню посещали все члены семьи, веник и вёдра с водой оставляли на ночь — чтобы усопшие «помылись».

Традиционно в этот день в церковь несли три хлеба и те блюда, которые нравились покойным, когда те еще жили. Согласно народным поверьям: первый хлеб отдавали тем предкам, которые умерли давно, вторую — дедам и бабам ближайшего поколения, а третью — всем христианам, погибшим насильственной смертью на войне.

Дмитриевская поминальная суббота была днем, когда помогали бедным и голодным. Обязательно раздавали подаяние, просили помолиться за души и за это оставляли пироги. Даже существовало поверье – если в этот день ходит много старцев, значит, это хороший знак. Бог, по верованиям, посылает на Землю усопших именно в образе старцев. Они ходят и смотрят, как живут их отпрыски. Поэтому, когда видели старца, его сразу звали за стол, приговаривая: "Иди, дед, к обеду!".

Верующие приходят в церковь еще в пятницу. В это время в храмах служит большая панихида (парастас). Предварительно готовят записки с именами покойников и приносят постный хлеб, сладости, овощи, фрукты.

Особенным был и ужин в день Дмитриевской поминальной субботы. Уже в пятницу наши предки начинали вспоминать усопших. Для ужина обязательно покупали новую белую скатерть, украшавшую стол. Готовились традиционные блюда. В частности, компот, кутья, пироги, блины. Не забывали и о той еде, которую любили усопшие при жизни.

Дома в Дмитриевскую субботу накрывается обильный обед. Стол покрывают новой белой скатертью, а хозяйки стараются приготовить именно те блюда, которые любили покойные. Раньше традиционно ставили на стол горящую свечу и ещё одну тарелку, в которую клали по ложке от каждого блюда — делалось это для того, чтобы души покойных насытились. Во время заупокойной трапезы каждый член семьи должен был отложить одну ложку блюда в отдельную тарелку. Потом ее оставляли на столе – чтобы отведали усопшие. Верили, что ночью души родственников возвращаются в дом, чтобы поужинать со своими потомками. Рядом с тарелкой обязательно ставили миску с водой и оставляли полотенце. Это делалось для того, чтобы после трапезы они могли умыться.

Как поминать усопших в Дмитриевскую субботу?

В этот день лучше воздержаться от шумных вечеринок, гуляний, танцев. Проведение таких торжеств в Дмитриевскую субботу считается большим грехом. Но и не стоит лить слезы или унывать. В Церкви советуют провести этот день с молитвой, вспоминая тех, кого уже нет с нами.

По традициям стоит посетить храм, чтобы послушать службу и помолиться об упокоении душ усопших родных и близких, заказать поминальную панихиду, поставить свечи за упокой. Верующие в церковь приносят продукты: хлеб, печенье, конфеты, фрукты, овощи, крупы, масло, которые оставляют на кануне – специальном столике у распятия.

Если посетить церковь по весомым причинам не получается, то вы можете зажечь свечу и помолиться дома перед иконой.

Историк и религиовед Игорь Козловский говорит:

Традиционно в этот день люди составляют пожертвование - продукты, традиционно хлеб, муку, и потом раздают бедным, нуждающимся, в детские дома. Можно прийти на кладбище. Там также молитва. И также оставляют пищу, хотя христиане считают, что это не христианский элемент, а остаток от язычников. Поэтому христиане говорят, что лучше молиться, свечу зажечь. 

Можно убирать на кладбище, если это необходимо, но традиционно в Дмитриевскую субботу не убирают, а делают это до того дня. Многие используют эту возможность, чтобы убрать места упокоения близких перед зимой.

Церковь является противником «поминания» с помощью алкоголя, и об этом нужно помнить. Можно оставить на могиле сладости и печенье — это делается для того, чтобы «разделить» поминальную трапезу с нищими. А еще в этот день положено принести на могилы живые цветы.

В Дмитриевскую поминальную субботу люди по традиции вспоминают всех своих умерших родных и все хорошее, что они сделали при жизни, молятся за упокой их душ. Считается, что ни в коем случае нельзя в поминальную субботу говорить и думать плохое о покойных — так можно разгневать их души.

Пить алкоголь не рекомендуется, но если у вас в семье «укоренилась» такая традиция, то хотя бы постарайтесь употреблять умеренно. Церковь, впрочем, всё равно является противником подобного, более того — не поддерживает «традицию» пить и есть на кладбище.

Работать по дому можно, да и вообще вопрос с запретом на физический труд в православные праздники был и остаётся спорным.

ПОМИН САМОУБИЙЦ

Помните, что если ваш близкий человек оборвал свою жизнь по собственной воле, то ставить в церкви свечи за упокой души таких людей нельзя — так же, как и заказывать по ним молебен. Но вы всегда сможете помолиться за них дома перед иконой.

Он еще раз уточнил, что любого усопшего можно поминать в любое время – но есть одно важное исключение.

"Часто люди думают, что эти в поминальные дни можно поминать тех, кто закончил жизнь самоубийством. Этого не стоит делать, потому что человек, который бросил вызов Спасителю Мира, решив, что он не хочет жить - совершил страшный грех, который не прощается ни в сим, ни в будущем веке", – говорит священнослужитель.

По его словам, в наши дни многие родственники самоубийц обращаются в церковь за специальным разрешением на отпевание и поминание суицидников. Сам митрополит таких разрешений никогда не давал – и на это есть особая причина.

Если человек никогда не был в церкви, если человек не желает Церкви и не желает жить вообще – так он не имеет ничего общего с Богом. Поэтому на таком человеке, который наложил на себя руки, на нем нельзя ставить крест, нельзя делать никакие поминовения, нельзя подавать на его имя поминальную записку в храме, – перечислил митрополит Павел.

Он отметил, что, учитывая слабость человеческого духа, Церковь ввела икономию (в христианстве так называется принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, удобства и практической пользы – ред.) на отпевание и церковное запечатывание гроба для самоубийц. Но до сих пор далеко нее все батюшки дают такие разрешения.

Многие люди, боясь суеверий, считают, что самоубийца "будет ходить к ним в дом" – но такие покойники не подвластны сами себе. И дьявол им тут не помощник, ведь тому самому пришлось просить разрешения у Христа лишь для того, чтобы вселиться в свиней (Евангелие от Матфея, Глава 8, стих 32 – ред.). В подобных делах суеверные страхи людей лишь напитывают силой дьявола, подчеркнул митрополит.

Как поминать самоубийц в православии

Если у человека, который свел счеты с жизнью, остались верующие родственники – они могут поминать усопшего, но исключительно дома, пояснил архиерей. Его мать может читать Псалтырь, Евангелие, любой акафист – чтобы Господь такого человека помиловал. Господь и таких людей милует тоже – тому есть свидетельства, рассказал Владыка Павел.

Он пояснил, что за таких усопших нужно подавать милостыню.

И всегда помнить, что это грех семьи или какого-то предка – что человек так поступил. К сожалению, сегодня родители не воспитывают детей. Думают больше о том, чтобы дать ему несколько телефонов, чтобы тот закончил университет… Но не беспокоятся о душе человека. Но дерево, которое не приносит плодов, оно рано или поздно будет срезано и выкопано. Вот так и семья, которая не воспитывает детей для Бога – они получат обязательно наказание. И если человек совершил такой великий грех самоубийства, то, значит, его семья уже наказана", – отметил настоятель лавры.

В завершение он добавил, что скрыть от священника факт самоубийства, чтобы тот не отказался отпевать такого покойника – это тоже большой грех. И берут его на себя те, кто солгал в подобной ситуации.

Димитриевская поминальная суббота